Что такое

«УСТОЙЧИВОЕ  РАЗВИТИЕ»?

окончание

          За двадцать с лишним лет, прошедших после создания первой глобальной модели, результаты которой были изложены в “Пределах роста”, сделано немало попыток моделировать реальный мир, понимая моделирование так, как это принято в естественных науках. Но ни высокая сложность моделей, ни старания придать им максимальную достоверность не позволяют преодолеть их естественную ограниченность, обусловленную изначально заданными параметрами, и предсказывать события мирового развития, связанные с качественными структурными изменениями – самыми интересными для тех, кто ждет результатов анализа.

           Поэтому специалисты по глобальному моделированию постоянно обсуждают, нужно ли моделировать процессы формирования стратегических решений, от которых будет зависеть общее направление развития в рассматриваемой глобальной системе, и если нужно, то как использовать это модельное описание. До нынешнего дня эта проблема решалась лишь, как говорится, на сценарном уровне, когда стратегические решения принимаются заранее, изменяются от сценария к сценарию, затем их последствия для разных сценариев сравниваются между собой. Поэтому сегодня стало понятно, что модель глобального развития не может быть полностью формализованной, а должна иметь человеко-машинный характер, когда человек старается предугадать изменения общей стратегии развития, продиктованные качественными изменениями объективной ситуации.

          За последние годы разработка глобальных моделей получила развитие и вне Римского клуба.

В 1976 г. под эгидой ГКНТ и Академии наук СССР был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт системных исследований – ныне Институт системного анализа Российской Академии наук – с целью “развития и совершенствования методологии и инструментария системных исследований, расширения возможностей их практического применения для анализа, разработки и проведения крупномасштабных социальных программ”.   По его инициативе состоялась представительная международная конференция по глобальному моделированию, где были подведены некоторые итоги и сделаны общие выводы о нынешнем и возможном будущем состоянии мира. Перечислим важнейшие из них.

1. Нельзя сказать, как долго еще природная среда, физические ресурсы нашей планеты смогут удовлетворять потребности растущего населения Земли и человеческой деятельности.

2. Поскольку физические размеры Земли ограничены, население и объем промышленного производства не могут расти до бесконечности.

3. Природные ресурсы Земли в принципе позволяют удовлетворить основные потребности каждого человека.

4. Нынешние тенденции количественного роста способны увеличить разрыв между богатыми и бедными, истощить ресурсы, ухудшить состояние окружающей среды и экономическое положение большинства населения.

5. В течение следующих трех десятилетий мировая социоэкономическая система должна перейти к качественно новому способу развития.

6. Каким будет этот способ, зависит от решений, которые принимаются уже сегодня.

7. Мировой прогресс обладает определенной инерцией, поэтому немедленные действия будут иметь больший результат, чем те же меры, принятые с запозданием.

8. Новая техника может значительно облегчить путь в будущее, но сама по себе не решит глобальных проблем. Для этого необходима перестройка социальных, экономических и политических систем.

9. Народы и государства Земли связаны между собой так тесно, что последствия действий, предпринятых в какое-то время в одной части планеты, могут проявиться в другое время в других частях, и их невозможно ни предсказать, ни вычислить с помощью моделей.

10. Поэтому действия, преследующие узкие ограниченные цели, чаще всего оказываются неэффективными. Принимаемые решения должны учитывать самый широкий контекст, длительную временную перспективу.

11. В долгосрочной перспективе сотрудничество оказывается для всех участников гораздо выгоднее, чем соперничество или соревнование.

        Сегодня работы по глобальному моделированию ведутся в двух направлениях: в одном пытаются построить адекватную модель мира, в другом – адекватную модель логики решения глобальных проблем, в том числе на уровне города, района.

        Как пример, это может быть городская конференция.

 

      Проведение городской конференции для согласования целей и направлений развития города

     Сформированные органами местного самоуправления цели и направления устойчивого развития города должны быть согласованы с жителями, поскольку именно они являются заказчиками и потребителями результатов деятельности органов местного самоуправления. Для определения целей и направлений развития города могут быть использованы, с одной стороны, результаты социологического исследования, с другой стороны, результаты SWOT-анализа. Предлагаемая примерная  форма согласования целей и направлений развития города с жителями – городская конференция.

 

           Возможная схема проведения конференции включает три этапа

          На первом этапе целесообразно провести пленарное заседание, целью которого является введение участников конференции в суть проблем и обоснование необходимости стратегического управления развитием города, обсуждение глобальных целей и направлений развития города.

           На втором этапе конференции происходит обсуждение локальных целей и направлений развития города на секционных заседаниях. Формирование секций, по примерному сценарию, должно происходить в соответствии с локальными направления развития города и сферами деятельности органов городского самоуправления. Оптимальная численность участников секции: 10-15 человек. В число участников входит ведущий, выступающий, эксперты. Желательно (но не обязательно), чтобы численность чиновников, участвующих в работе секционного заседания, не превышала половины. Роль ведущего секций целесообразно предоставить ученым, поскольку именно они способны наиболее эффективно организовать работу секции (преподавательские навыки) и выявить рациональное зерно в идеях, высказанных участниками секции.

           Предполагаемый порядок проведения секционных заседаний

1. Вступление  (3-5 минут), в ходе которой ведущий сообщает присутствующим порядок работы секции, цели и задачи.

2. Вводная часть (10-15 минут). Выступающий формулирует проблемы, предлагает для обсуждения локальные цели и направления, аргументирует свою позицию. Ведущий сообщает критерии, которых необходимо придерживаться при обсуждении локальных целей и направлений.

Можно предложить  следующие критерии:

Первый критерий – значимость: локальные цели и направления должны иметь стратегическое значение, соответствующее особенностям города, т. е. должны быть значимыми именно для конкретного города и актуальными не только сегодня, но и на перспективу.

Второй критерий – ориентация на устойчивое развитие: локальные цели и направления должны быть оценены с позиции устойчивого развития. Поскольку устойчивое развитие предполагает сбалансированное развитие природы, общества и экономики, необходимо оценить возможные последствия реализации локальных целей и направлений, их влияние на природу, общество и экономику.

Третий критерий – реализуемость: локальные цели и направления должны иметь текущие, перспективные ресурсы для их реализации (финансовые, материальные, инновационные, природные, трудовые, информационные, временные и др.). При оценке локальных целей и направлений по критерию “реализуемость” необходимо учитывать возможность использования потенциала горожан, т. е. привлечения к реализации локальных целей и направлений жителей города.

3. Основная часть (50-60 минут). Происходит обсуждение проблем, локальных целей и направлений развития города. Локальные цели и направления проверяются на соответствие предложенным критериям. Ведущий организует работу таким образом, чтобы каждый участник мог высказать свое мнение. При необходимости ведущий привлекает к обсуждению экспертов. Задача ведущего – определять ход работы секции, придавать ему соответствующее направление, учитывая высказанные идеи и аргументы.

4. Заключительная часть (10-20 минут). Принятие решения. Участники приходят к окончательному решению, принимают резолюцию работы секции.

                                                                                                                                                                                     Надежда Ватолина

 

 

 

                                                  ПРАВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ИНФОРМАЦИЮ О ЖИЛИЩЕ
 

        Включение жилища в полноценный гражданский оборот, превращение в товар жилищной услуги, жилых домов и квартир невозможно без формирования соответствующего информационного обеспечения. Участники рынка жилья - изготовители, продавцы и покупатели, собственники и потребители, эксплуатирующие организации и органы государственного управления, обеспечивающие его регулирование, и другие - должны располагать достоверными сведениями о потребительских свойствах этого товара, условиях и особенностях его использования.

        В настоящее время основным источником информации о характеристиках жилых домов и квартир при совершении сделок купли-продажи, при страховании, залоге, налогообложении и в ряде других случаев являются технические паспорта. Однако содержащаяся в них информация не является достаточно полной и достоверной для принятия потребителями решений при приобретении жилых помещений. Она также не позволяет осуществлять эффективное и безопасное использование недвижимости. Так, например, в ней отсутствуют сведения о выявленных в процессе строительства и эксплуатации дефектах и принятых мерах по их устранению, нет данных об эксплуатационных показателях, в том числе о потребности в топливно-энергетических и других ресурсах, о затратах, связанных с их содержанием, ремонтом. Это не позволяет потребителям жилья оценивать предстоящие эксплуатационные расходы.

        Важнейшей составной частью информационного обеспечения являются данные производителя жилья (изготовителя, продавца) и наймодателя (арендодателя) о правилах и нормах эффективного и безопасного его использования, технического обслуживания, ремонта, а также и возможности модернизации и реконструкции в будущем. В соответствии с действующим законодательством предоставление такой информации является обязанностью производителей жилья и жилищной услуги. В частности, Законом Республики Беларусь "О защите прав потребителей" (ст.4) установлено, что потребитель имеет право на "…полную и достоверную информацию о товарах". При этом "…государство обеспечивает потребителям защиту их законных интересов, получение необходимых сведений для принятия решения при приобретении и использовании товара" (ст.5 этого же Закона). Изготовитель "…обязан предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о … потребительских свойствах интересующих его товаров..., способах и правилах использования товаров…, а также другую информацию, обеспечивающую возможность компетентного выбора товара, его хранения и использования". Информация доводится до сведения потребителя "…технической документацией, прилагаемой к товарам" (ст.7).

           При приобретении и найме жилья имеет место невыполнение требований вышеуказанных законодательных актов как со стороны производителей и собственников, так и со стороны государства. При покупке квартир граждане от заказчиков-подрядчиков не получают практически никакой эксплуатационной документации. Такое же положение сложилось и при найме жилых помещений.

           Законодательными актами и нормативными документами, регулирующими приобретение гражданами жилья путем долевого строительства и купли-продажи, а также найма жилых помещений, утвержденными Советом Министров Республики Беларусь, Министерством жилищно-коммунального хозяйства, Министерством архитектуры и строительства, не предусматривается защита интересов потребителей путем обязательного обеспечения их "…технической документацией, прилагаемой к товарам".

           Действующими в республике нормативно-техническими документами в строительстве не определен состав, порядок разработки и обращения эксплуатационной технической документации (эксплуатационной документации), необходимой потребителям для обеспечения эффективного и безопасного использования жилища. Так, СНБ 1.03.02-96 "Состав, порядок разработки и согласования проектной документации в строительстве" не предусматривается разработка какой-либо эксплуатационной документации, предназначенной для использования непосредственно потребителями жилых домов и квартир, а также организациями, осуществляющими их техническое обслуживание.

           В этом документе также не содержится требований о необходимости приведения в проектно-сметной документации сведений, раскрывающих всю совокупность основных потребительских качеств объектов строительства, позволяющих регламентировать отношения собственности между инвесторами, собственниками отдельных жилых и нежилых помещений, а также определяющих эффективные и безопасные режимы использования. Отсутствуют требования о приведении в проектной документации систематизированной информации для потребителей жилья и в СНиП 2.08.01-89 "Жилые здания".

          В Правилах заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда и примерном договоре (контракте) строительного подряда не содержится требований, обязывающих участников инвестиционного процесса документировать информацию для последующего предоставления потребителям жилья. Подрядчик должен только оформить исполнительную документацию, подтверждающую соответствие выполненных строительных работ требованиям проектной и нормативно-технической документации и при сдаче объекта в эксплуатацию передать ее заказчику. Эта документация в определенной мере может быть использована при подготовке соответствующей информации для потребителей, но ее недостаточно для того, чтобы осуществлять эффективное и безопасное использование жилых домов и квартир.

          Правилами приемки законченных строительством объектов (СНБ 1.03.04-2000), введенными в действие с 1 июля 2000 г., предусматривается только передача подрядчиком заказчику (застройщику) для приемки и последующего хранения исполнительной документации (рабочей документации с внесенными в процессе строительства изменениями) и актов об освидетельствовании скрытых работ и промежуточной приемки отдельных ответственных конструкций.

           Не регламентированы вопросы использования и порядок обращения эксплуатационной документации в законодательных актах и нормативных документах, определяющих требования к содержанию жилых домов, организации технического обслуживания и управления совместными домовладениями.

          Вышеизложенное свидетельствует о том, что в настоящее время имеет место коллизия законодательных актов: Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) и Закона Республики Беларусь "О защите прав потребителей", с одной стороны, и правил и норм, регламентирующих порядок воспроизводства и обращения жилых домов и квартир, - с другой. Статьей 426 ГК предусматривается, что "…продавец обязан одновременно с передачей товара передать покупателю его принадлежности, а также относящиеся к нему документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.)". Законодательством также предусмотрены последствия неисполнения обязанности передать принадлежности и документы, относящиеся к товару. Расхождение между нормативными документами и законодательными актами должно быть разрешено в пользу потребителей. Специальные акты, к которым относятся документы, определяющие порядок воспроизводства жилья, необходимо привести в соответствие с требованиями общих актов, то есть ГК и Закона Республики Беларусь "О защите прав потребителей".

          Наличие эксплуатационной документации является необходимым условием, позволяющим потребителю жилья с достаточными знаниями осуществлять принятие решений при его приобретении и использовании. Эту документацию следует рассматривать как неотъемлемую принадлежность дома, квартиры. В соответствии со ст. 135 ГК вещь, предназначенная для обслуживания другой (главной вещи) и связанная с ней общим назначением (принадлежностью), следует судьбе главной вещи. Эксплуатационная документация производителями жилья, в качестве которых выступают заказчики и подрядчики, должна в обязательном порядке предоставляться потребителям, приобретающим это жилье в собственность или нанимающим в пользование.

           Следует отметить, что в странах, где воспроизводство жилья осуществляется на рыночных принципах, эта проблема решается так же, как и при потреблении других товаров и услуг. В качестве примеров можно привести Финляндию, Германию и другие страны.

           Современные жилые дома и квартиры там рассматриваются как сложные технические системы, использование которых связано со значительными материальными затратами. Поэтому потребители жилья обеспечиваются соответствующей информацией в объеме, исходя из предположения, что они не располагают специальными знаниями о свойствах и характеристиках приобретаемого жилья (жилищной услуги) и не имеют специальных навыков по его использованию.

          В Германии жесткая конкуренция на рынке жилья заставляет компании, занимающиеся строительством и управлением жилищным фондом, создавать системы информационного обеспечения клиентов. Посредством их до потребителя доводится вся необходимая информация, дающая возможность использовать жилье в оптимальном режиме и с наименьшими издержками.

             В настоящее время правовое поле воспроизводства и гражданского оборота жилья в значительной части остается сформированным на базе подходов, положенных в основу нормативных документов, принятых еще в бытность СССР. Тогда жилье, представленное многоквартирными домами, в основном принадлежало государству. Его эксплуатацией также занимались государственные организации. Величина квартирной платы относительно доходов граждан была незначительной. Для нанимателей жилья жилищная услуга практически была бесплатной. Ответственность за содержание и техническое обслуживание домов была возложена на государственные жилищно-эксплуатационные организации. Потребители жилья посредством оплаты практически не имели возможности влиять на качество и количество потребляемых услуг. Их экономические интересы не были связаны с необходимостью обеспечения эффективной и безопасной эксплуатации жилищного фонда.

            Следует отметить, что значительные издержки при содержании жилищного фонда заставляли государство периодически искать способы их сокращения, в том числе и путем повышения уровня нормализации эксплуатационных качеств и процессов. Так, классификатором строительных норм и правил "Система нормативных документов в строительстве" СНиП 1.01.01-82 была предусмотрена разработка ч. 6 "Эксплуатация и ремонт зданий, сооружений и конструкций". Инструкцией о составе порядка разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений (СНиП 1.02.01-85) рекомендовалось разрабатывать в составе проектной документации указания о мероприятиях по технической эксплуатации жилых зданий. Требования о необходимости разработки основных положений по технической эксплуатации зданий в составе проектно-сметной документации на их капитальный ремонт содержатся в ведомственных строительных нормах ВСН 55-87(р)/Госгражданстрой. Однако эти начинания в условиях монополизма государства в жилищной сфере не получили должного продолжения и развития.

        После приобретения Беларусью независимости в республике начал формироваться национальный комплекс нормативно-технических документов в строительстве. Это создало возможности для устранения отмеченных выше недостатков. Определенным шагом на пути защиты интересов потребителей и государства в обеспечении качества жилья явилось проведение работ по его стандартизации. С 1 июля 1999 г. введен в действие СТБ 1154-99 "Жилище. Основные положения". Этим документом устанавливаются основные требования, предъявляемые при проектировании, строительстве и эксплуатации жилых домов, а также характеризующие потребительские свойства жилищ. К сожалению, им не регламентируется порядок информационного обеспечения потребителей жилья сведениями, необходимыми для эффективного и безопасного его использования.

         Необходимость формирования в республике института эксплуатационной документации для пользователей жилья диктуется либерализацией жилищных отношений, возрастанием экономической заинтересованности собственников жилья и потребителей жилищно-коммунальных услуг в эффективном использовании недвижимости. Она также является следствием того, что повышение потребительских качеств жилища и вызываемое им усложнение конструктивных решений и инженерного оборудования зданий требуют обеспечения пользователей жилья, а также эксплуатирующих организаций соответствующей технической документацией. Этому содействует и индивидуализация объектов жилищного строительства, условий их эксплуатации. Последнее связано с принятием Закона Республики Беларусь "О совместном домовладении" и демонополизацией жилищно-коммунальной сферы.

         Обеспечение реализации конституционного права граждан на жилье, либерализация отношений собственности в жилищной сфере и необходимость повышения надежности и эффективности ее функционирования, возрастание стоимости жилищно-коммунальных услуг требуют повышения уровня защиты интересов потребителей жилья, в том числе и путем предоставления им полной и достоверной информации о жилых домах и помещениях.

Hosted by uCoz