ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ НАСЕЛЕНИЮ.

       Экономим теплоэнергию.

Основной нагрузкой для бюджета государства (оплата валютой за энергоносители) и бюджета любой городской семьи (оплата рублями за коммунальные услуги) является оплата за отопление.

Иногда в квартире бывает непомерно жарко. От «перетопа» обычно страдают жильцы ближайших к источникам теплоснабжения домов. Причина «перетопа» - не отрегулированные системы теплоснабжения. Эту причину можно устранить самостоятельно, но лучше всем домом.

 

Схема включения регулятора

 

Если Вы страдаете от перетопа:

Для начала посмотрите, есть ли у Вас на трубопроводе отопления (1) байпас (4). Возможно, строители просто "забыли" его сделать. Тогда установка байпаса (4) и терморегулятора (2), на худой конец простого шарового крана, позволит регулировать объём теплоносителя через радиатор отопления (3). Это поможет регулировать температуру в помещении.

С проблемой холода в доме сложнее:

Первопричина низкой температуры в наших домах не плохое качество теплоснабжения, это как раз следствие, а причина - огромные теплопотери.

Тепло следует беречь! И к зиме (то есть к дополнительной нагрузке на семейный бюджет) нужно готовиться всем. Тогда и будет результат, в том числе для бюджета страны.

В первую очередь необходимо подготовить систему отопления.

Приборы отопления должны быть чистыми и снаружи и внутри. Если промывкой радиаторов занимается эксплуатирующая дом организация (выполняет гидропромывку 1 раз в 4 года), то удалить пыль и грязь с комнатных батарей отопления Вам необходимо самим.

Отдельно про "красоту":

- укрытие отопительных приборов декоративными плитами, панелями и даже шторами снижает теплоотдачу на 10…12 %.

- окраска радиаторов масляными красками снижает теплоотдачу на 8…13 %, а цинковыми белилами увеличивает теплоотдачу на 2,5 %.

Но самое главное,  следует утеплять дом.  Сначала утеплять (а лучше менять) следует окна и двери, так как основные теплопотери идут через них (проверяется специальным прибором – «тепловизором»). Дальше, утеплять наружные стены, если комната угловая, и стены на лестничные клетки (можно самим, но лучше всем подъездом). Полезно укрывать теплоотражающими материалами стену за радиатором отопления. Это легко сделать самостоятельно, даже привлечь детей, заодно объяснив им некоторые законы физики.

Полезные советы

Перед утеплением на зиму окон, следует тщательно помыть стёкла. Вообще это следует делать почаще, так как способствует экономии электроэнергии на освещение.

На зиму оконные рамы можно заклеить бумагой. Это следует делать с внутренней стороны и в безветренную погоду. Хорошо держится бумага приклеенная молоком (можно скисшим).

Однако лучше применять специальные уплотняющие материалы. Их много появилось в продаже, и некоторые способны работать несколько лет. Они же с успехом применяются для утепления таких модных нынче металлических дверей.

Если треснуло оконное стекло, в качестве временного решения, можно покрыть трещину бесцветным лаком для ногтей.

Установка низкоэмиссионной термоотражающей плёнки на оконное стекло, снижает потери тепла через окна на 35...45 %.

Остекление балконов и лоджий позволяет снизить общие теплопотери на 10...13 %. Двойные входные двери также помогут сберечь тепло в доме.

Холодильник лучше постоянно держать наполненным. Высокая теплоёмкость хранящихся продуктов будет поддерживать в нём ровную температуру, и намного реже будет включаться компрессор. А при отключении электроэнергии это может сберечь продукты от оттаивания. Но ставить туда неостывшие кастрюльки недопустимо.

   Экономим электроэнергию.

   Обычная лампа накаливания мощностью 60 Вт стоит 680 рублей. Служит (согласно надписи на упаковке) 1000 часов, или полгода. Это если работает в нормальном режиме, и если не часто включают – выключают. Но реальный срок в наших условиях меньше, месяца 3-4 в лучшем случае, так как при продолжительной работе лампы накаливания ее нить накала под воздействием высокой температуры нагрева постепенно испаряется, рвется (перегорает). Лампы накаливания перегорают также при включении, и  в  ночное время, так как очень чувствительны даже к относительно небольшим повышениям напряжения. За три года вам придется менять лампу 9-10 раз. То есть 6 000 рублей +/- выложить придётся.

       За эти деньги вы можете купить энергосберегающую лампу мощностью 9-11 Вт, но освещённость (по сравнению с лампой накаливания 60 Вт) не ухудшится. Такая лампа (по надписи на упаковке) служит от 8 000 часов и выше, пусть реально прослужит 5 000 часов, но это всё равно три года. За три года вы сэкономите 50Вт х 10 ламп х 5 часов х 364 х 3 = 2730 кВт/ч электроэнергии, или 254 000 рублей по сегодняшнему тарифу  за электроэнергию, который неизбежно будет расти.

       При этом вы получите ещё ряд преимуществ:

-  Не нужно постоянно выкручивать перегоревшие и вкручивать новые лампы.

-  Не выходят из строя патроны, плафоны люстр от нагрева ламп.

- За счёт более низкого энергопотребления все электроприборы в вашей квартире (выключатели, патроны и др.) и электропроводка прослужат значительно дольше.

-  За счёт более низкого энергопотребления значительно уменьшается вероятность короткого замыкания и возникновения пожара.

      К тому же энергосберегающие лампы лишены многих недостатков ламп накаливания, а именно:

- Равномерное распределение света по колбе (не слепит глаза).

- Высокий уровень цветопередачи (Ra=82).

- Низкая температура нагрева.

- Холодный пуск малым током.

- Работает в любом положении и при температуре от -20 до +40 С.

- Лампы не вызывают так называемого стробоскопического эффекта (кажущееся изменение или прекращение движения предмета, освещаемого светом, частота которого периодически меняется). Это благоприятно воздействует на нервную систему и глаза человека.

      Стоимость ламп накаливания меньше, потому что принцип работы ламп накаливания проще: под напряжением вольфрамовая нить раскаляется и излучает свет. Простота хорошо, но КПД такой лампочки менее 5%. Это означает, что 95% электроэнергии уходит в тепло и только 5%  на освещение, то есть работает лампа накаливания  по принципу печки.

      Компактные люминесцентные энергосберегающие лампы вырабатывают свет по такому же принципу, как и обычные люминесцентные лампы: электрическое поле между электродами заставляет пары ртути выделять невидимое ультрафиолетовое излучение. Нанесенный на внутренние стенки люминофор преобразует ультрафиолетовое излучение в видимый свет. Подбирая определенный вид люминофора, можно изменять цветность света лампы. Изогнув колбу обычной люминесцентной лампы и разделив ее на несколько меньших по размеру отдельных колб, разработчикам удалось создать компактную люминесцентную энергосберегающие лампу, которая по своим размерам идентична стандартной лампе накаливания. Каждая энергосберегающая лампа снабжена "устройством плавного пуска", позволяющее лампе стартовать плавно и снизить износ электрода, что продлевает срок службы лампы, в отличие от ламп накаливания.

      Кроме того, приобретая энергосберегающие лампы в магазине, вы вместе с чеком получаете гарантию – от 3 месяцев до 1 года, в зависимости от производителя лампы. Это значит, что, если в течение этого времени, лампа выйдет из строя, вам её заменят на новую или вернут деньги.

      Сравним: на выработку каждого киловатт-часа электроэнергии на тепловых электростанциях расходуется до 0,35 кг условного топлива. Заменив лампы в одной квартире (например, 10 штук) на энергосберегающие, вы в год экономите приблизительно 910 кВт/ч электроэнергии.

 

ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ.

КАК ДОБИТЬСЯ РЕМОНТА В СВОЁМ ДОМЕ.

 

  Сложность проблемы заключается в том, что совсем недавно почти все расходы по содержанию дома и оплате коммунальных услуг несло государство. В настоящее время это по многим причинам невозможно. Постепенно мы все привыкаем оплачивать коммунальные услуги за свой счет в полном объеме, что для многих из нас представляет определенную сложность в финансовом и психологическом плане. Возникает ряд проблем.

  Первая из них - вопрос об оплате только тех коммунальных услуг, которые фактически оказаны. В идеальном случае проблема полностью решается путем установки счетчиков газа, тепла, воды. Многим из нас это не по карману, но многие просто не знают о такой возможности и как ее реализовать. Без счетчиков мы  вынуждены для защиты своих интересов соблюдать достаточно сложные процедуры: фиксирование фактов нарушения нормативов по предоставлению коммунальных услуг, предъявление претензий, проведение перерасчетов, обращение в суд, исполнение решения суда. Наиболее эффективным считается установка счетчиков в целом на дом, что сокращает расходы в 2-3 раза.

     Вторая проблема - сокращение наших расходов  на содержание дома и коммунальные услуги. Это возможно только в одном случае: научить людей быть хорошими хозяевами дома, в котором они живут. Только хозяйское отношение людей к дому может решить вопрос чистоты в подъездах, исправности лифтов, благоустойства придомовой территории, надлежащего состояния кровли, служебных помещений, инженерных сетей. На данном этапе наиболее эффективное решение данной проблемы – создание товарищества собственников или переход на самообслуживание для ЖСК и КИЗ. Это решает и третью проблему.

     Третья проблема - разрушение монополии коммунальных предприятий и выбор наиболее эффективной формы управления, выбор наиболее эффективной управляющей компании. Право выбора должны получать органы самоуправления жильцов (собственников квартир).

Мы рекомендуем всем потребителям жилищно-коммунальных услуг для защиты своих прав последовательно пройти следующие этапы.

Этап первый - определение цели. Как правило, перебои с отоплением, водой, другие проблемы происходят из-за износа инженерного оборудования дома. Первым делом вспомните, когда в вашем доме последний раз делали капитальный ремонт. Если это было более 30 лет назад, возникает задача-максимум - заставить ЖЭО, которая эксплуатирует ваш дом, провести капитальный ремонт. Задача-минимум - проведение текущего ремонта тех износившихся коммуникаций, которые доставляют больше всего неприятностей.

Для постановки вопроса о ремонте нужны доказательства неудовлетворительного состояния инженерных сетей. Вы заранее должны понимать, что эти документы вы будете добывать для обращений в органы исполнительной власти и, возможно, суда.

Для того, чтобы действия жителей дома были скоординированы, образуйте инициативную группу, в которую войдут наиболее бойкие ваши соседи или поручите это дело одному человеку.

Этап второй - определение противника. Задача второго этапа определить, на какую организацию будет направлен удар, а также уточнить, какие организации являются для нее вышестоящими. Ваш оппонент - это, скорее всего, ЖРЭО (ЖРЭТ) с которым у каждого из жильцов заключен договор на техническое обслуживание. Эти организации являются юридическими лицами, но их  контролируют местные администрации районов или городов.

Этап третий - сутяжный. Узнав, какой коммунальной службе предстоит выступать ответчиком в судебном процессе, начните собирать у всех жильцов дома сведения о фактах отключения воды или авариях, уже происшедших или происходящих с отопительной или другой системой вашего дома. По каждому факту напишите жалобы (в свободном изложении) на имя начальника ЖРЭО. Каждую жалобу заканчивайте словами: "Прошу Вас принять меры к устранению недостатков, привести систему отопления (или какую-либо другую) в надлежащее состояние, а также прошу указать причины неисправностей. Ответ прошу дать в течение 15 дней". Подписать жалобу может руководитель инициативной группы, сам жилец, несколько жильцов в зависимости от объема неисправностей. Жалоба должна быть составлена в трех экземплярах: один отправьте в ЖРЭО, другой в администрацию города или района, третью копию оставьте себе.

Если в период сбора доказательств происходят аварии с инженерным и электрооборудованием, действуйте немного иначе. Сообщите письменно в ЖРЭО о факте аварии. Звонок по телефону в диспетчерскую нужен для оперативного устранения аварии, но в суде ссылаться на телефонный звонок нецелесообразно: трудно рассчитывать, что запись в диспетчерской книге дойдет до суда без искажений. Ответы на ваши жалобы подшивайте в «дело».

Этап четвертый - претензия. Если в течение двух-трех месяцев ЖРЭО никак не будет реагировать на ваши требования "привести инженерную систему в надлежащее состояние", пришло время составить претензию. Не обязательно, чтобы претензию подписывали все жильцы. Достаточно нескольких подписей или одной. Претензию следует отнести в ЖРЭО или послать по почте в адрес ЖРЭО заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения. Копию жалобы оставьте себе и, если у вас ее приняли в ЖРЭО, отметьте дату вручения и убедите работника ЖРЭО поставить на ней штамп или печать.

Если начальник ЖРЭО сразу откажет в удовлетворении ваших требований или в течение 2-3 месяцев не начнет действий по включению вашего дома в план капремонта, подготовьтесь к суду.

Этап пятый - экспертиза. Привлеките к проведению экспертизы проектную или строительную организацию, которая компетентна давать заключения о состоянии жилого дома и владеет для этого необходимой документацией. Такие организации есть в каждом регионе. Поставьте перед экспертом следующие вопросы:

1.             Содержится ли ваш дом в состоянии, соответствующем стандартам и строительным нормам и правилам?

2.             Какие работы следует произвести для приведения дома и придомовой территории в надлежащее состояние?

Не забудьте, что в порядке должны быть не только квартиры и инженерное оборудование, но также подъезды и территория возле дома.

Трудность, с которой вы столкнетесь, - сбор денег с ваших соседей на проведение экспертизы, поскольку это достаточно крупная сумма. Постарайтесь убедить жильцов, что это необходимо и что без экспертного заключения вам в суде будет очень трудно отстаивать их права.

Не возражайте против присутствия работников ЖРЭО при проведении экспертизы, а наоборот - пригласите их на осмотр. Это важно, поскольку работники ЖРЭО, пожелав затянуть рассмотрение дела, в суде скажут, что не доверяют экспертам, и суду придется назначать новую экспертизу.

Если по каким-либо причинам провести экспертизу не удалось, попробуйте обратиться в суд без этого заключения, но на первом судебном заседании заявите ходатайство о проведении экспертизы. Судья сам найдет эксперта и поручит ему это дело, однако оплатить экспертизу придется все-таки вам.

Если суд удовлетворит ваши требования, то деньги за экспертизу будут взысканы с ЖРЭО. Для этого в суд нужно представить документ об ее оплате, поэтому не забудьте попросить экспертную организацию выдать вам квитанцию, выписанную на имя одного из жителей вашего дома.  

Обратите внимание на оформление акта экспертизы или заключения специалиста. В нем обязательно должны быть указаны регалии экспертов, стаж работы; должны присутствовать следующие разделы: вопросы, поставленные перед экспертами; описательная часть; выводы.

Если у вас возникнут дополнительные трудности с оформлением заключения экспертизы, обратитесь за помощью в общество потребителей.

Этап шестой - обращение в суд. После получения заключения экспертизы можно подавать исковое заявление в суд. Истцом по этому делу может быть каждый желающий житель вашего дома. Коллективный иск нежелателен, он сопряжен с дополнительной сложностью сбора всех участников иска на каждое заседание суда.

Основная проблема, с которой сталкиваются потребители в судах по таким делам, - неявка представителя ЖРЭО в суд. Самая действенная мера против этого - наложение ареста на счет ЖРЭО на сумму вашего иска. Пишите заявление о наложении ареста на счет и предъявите его судье либо при подаче искового заявления, либо позже, во время судебного заседания.

Этап седьмой - исполнение решения суда. Получив решение суда, вы обретете новых союзников в лице судебных исполнителей, которых закон обязывает исполнять это решение.

                                                                                                                                                                                            Леонид Сокол

Hosted by uCoz