ФОРМА САМООРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАН ДЛЯ ЗАЩИТЫ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ.

     Местное самоуправление на уровне двора, подъезда, микрорайона как форма самоорганизации граждан находится пока в неразвитом состоянии (как в смысле имеющейся практики, так и в смысле готовности населения к добровольному объединению для решения своих проблем).

      Так, например, для решения проблемы “Необходимо отремонтировать свой подъезд или построить детскую площадку во дворе” собственно "самоорганизоваться" (собрать соседей и коллективно решить проблему - отремонтировать подъезд, построить детскую площадку) готовы в среднем 15% жителей и еще 5% готовы  выполнить эту работу самостоятельно (так как затруднены в общении и не имеют задатков лидера).

В нашей стране до сих пор сохраняются очень сильные иждивенческие настроения, как в деятельности власти, так и в восприятии власти жителями. Именно власть, с точки зрения жителей  «должна» и площадку детскую организовать, и в подъезде чистоту навести, и воду горячую обеспечить. В известной степени,  это правильно, потому что на самом деле мы, жители, перепоручили управление нашими городами, нашими микрорайонами и нашими домами  -   исполнительной власти.

     Однако даже самая умная и богатая власть  имеет пределы своих возможностей.  Уже в силу этого такое большое значение имеет самоорганизация жителей, создание комитетов территориального общественного самоуправления  и их участие в решение местных проблем.

Развитие демократии, становление гражданского общества предполагает переход от старой модели взаимоотношения власти и населения, построенной на вертикали власти с минимальным участием населения или отсутствием такого участия к новой модели, которая базируется на совместном принятии решений.

      Такой подход требует нового  видения своей деятельности работниками органов местного самоуправления. Оно предполагает:

- необходимость предоставления гражданам права принимать  решения, которые наиболее серьезно затрагивают их повседневную жизнь;

- создание  условий  для  участия в принятии решений;

- поддержку инициатив общественности,

- поощрение развития связей между  органами местного самоуправления и общественными организациями

- содействие созданию инфраструктуры общественных объединений граждан для совместной деятельности

- замену властных методов действий на методы взаимодействия и сотрудничества.

    Местное самоуправление, при всей его независимости от государственной власти, тем не менее, является властным институтом, одним из уровней публичной власти, одним из уровней реализации публичной политики

    Но что такое «местное самоуправление» не с юридической точки зрения, а с позиции обычного гражданина? Понимает ли он, что местное самоуправление – это и есть та самая местная власть, которая отвечает за  воду и тепло  в   его приватизированной квартире? Скорее всего обычный человек про местное самоуправление почти ничего не знает,  и с  местным самоуправлением - как властью – связанным себя не считает.

    Мы, жители, мало задумываемся над возможностью нашего влияния на решение больших  проблем, решаемых на уровне национальном. Действительно, проголосовав раз в четыре года на выборах и перепоручив решение наших проблем депутатам горсовета и правительству, мы считаем себя от «политики» свободными, и, одновременно, бесправными. Все, мол, что могли, сделали. Теперь их (депутатов) черед… Может быть относительно власти на национальном уровне - власти государственной, это ощущение в целом достаточно справедливо. Однако жизнь наша протекает не столько на «государственном»,  сколько на «местном» уровне, где  осуществляется местное самоуправление, которое сегодня претерпевает болезненную ломку.

    Не ставя под сомнение значимость всех форм осуществления населением местного самоуправления,  обратим  особое внимание  на комитеты территориального общественного самоуправления – КТОС.

    На практике самоорганизация жителей  как  одна из форм реализации права граждан на местное самоуправление означает активное участие граждан в местной жизни, причем это участие наиболее продуктивно, если оно реализуется через разнообразные общественные структуры, которые  формируют ткань современного гражданского общества, создают соседское сообщество. Соседское сообщество – не означает  «организация». Это знакомые лица на улице и в магазине, во дворе и доме. Это - жители,  заинтересованные в чистоте и уюте,   в безопасности и, следовательно, спокойствии за детей, разделяющие гордость за «свой двор», «свой микрорайон», желающие возвращаться сюда и приглашать гостей. Это желание сохранить, приумножить и приукрасить.

    Процесс развития соседского сообщества

- позволяет  продвигать инициативы, идущие снизу, от жителей, а не навязывать им желания “сверху”;

- помогает устанавливать отношения партнерства и сотрудничества между соседями, жителями и сообществом, жителями и местными властями, жителями и различными местными и внешними организациями и институтами;

- основывается на твердой уверенности, что все жители  обладают некоторыми навыками самоорганизации, и помогает развивать скрытые таланты и человеческие ресурсы сообщества;

- строится на доброй воле и существующих навыках людей и направлен на развитие этих навыков и поддержку инициатив;

- исходит из  задачи укрепления уверенности членов сообщества в собственных силах и в себе;

- направлен на восстановление значимости набольших поселений, модернизацию местных ценностей, открытие ранее замкнутого общества, при одновременном сохранении местных традиций и местных связей.

    Сам по себе процесс самоорганизации жителей и создания соседского сообщества в известной мере независим от наличия каких-либо структур: не нужно никаких особых разрешений, помещений и особых средств для того, чтобы «самоорганизоваться» и устроить праздник для своих (и соседских!) детей в подъезде или во дворе,  чтобы создать свою прогулочную группу или свою пожарную дружину, свой «мини-стадион» или выпускать свою газету.

    О каких же «общественных структурах» идет речь, когда мы говорим про соседское сообщество?  Соседские сообщества могут совершенно законно «оформляться» в различные локальные организации жителей, получившие обобщенное название КТОСы – комитеты территориального общественного самоуправления.

    Речь идет о тех самых локальных организациях жителей,  которые способны определять общие для всех жителей интересы, выражать эти интересы, а также способны защищать и добиваться реализации этих интересов. В этом свете их создание (во многих случаях воссоздание и реанимация) является одной из важнейших задач гражданского общества.

    Именно эти организации  формируют «кирпичики», из которых строится система  территориального общественного самоуправления в Республике Беларусь.

     Нужно отметить, что  отнюдь не все соседские сообщества «оформляются» в КТОСы.  Может быть КТОС, но при этом на практике никакого «соседского духа» и  «соседского сообщества» вы там не встретите и, наоборот, не все действительно «живые» соседские сообщества стремятся «оформить» себя в КТОС.  

    Неотъемлемой частью активной гражданской позиции, зрелого гражданского самосознания, а в настоящее время просто необходимым условием «выживания» в городской среде является «участие» в локальной жизни, жизни соседского сообщества. То есть современные условия  на практике уже не оставляют  места для существования пассивного, «потребительского» поведения  – к которому мы привыкли за многие годы существования  Советской власти.  

Шаги к местному самоуправлению

Здесь самым первым и самым важным шагом является создание и участие в работе Совета подъезда.

Второй шаг – домовой комитет, если в совместном домовладении ещё не создано товарищество собственников.

Третий – совет двора или комитет общественного самоуправления микрорайона

Четвертый – городское объединений КТОС.

Третий и четвёртый уровень самоорганизации является  наиболее «интересным» для местной власти, наиболее перспективным для социального партнерства,  поскольку  организациям этого уровня уже по силам  действительно брать на себя решение ряда важных задач по защите жилищных прав граждан района и города. Устав КТОС можно посмотреть в Интернете http://zakon2006.by.ru/locpart/mesd3259.shtm

 

 

 ЖИЛИЩНАЯ РЕФОРМА – НАШИ КОММЕНТАРИИ.

     Начиная от принятия Закона «О совместном домовладении» в 1998 году, в Беларуси создано не более 500 товариществ, и то только в новых домах. В домах «старого» жилого фонда создано всего несколько товариществ, и при этом товарищества столкнулись со  значительными сложностями при создании и регистрации.

    Местные власти, за редким исключением, всячески противятся созданию товариществ собственников, и за исключением Минска (и некоторых областных городов) товарищества собственников не регистрируются даже в новых домах.

     В отличие от той же соседней России, не говоря о соседних  Польше и Литве, никакой финансовой помощи, информационной поддержки государство для создания товариществ собственников и последующего проведения термомодернизационных работ, работ по восстановлению систем жизнеобеспечения дома не оказывает и это никакими программами не предусмотрено.

     В ряде городов для товариществ собственников и ЖСК, находящихся на самообслуживании, тариф на теплоснабжение устанавливается как для «юридических лиц», что является грубейшим нарушением Положения о порядке формирования цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги, утверждённого Постановлением МЖКХ, Минэкономики и Минфина от 30.05.2003 г №15/119/88 с дополнениями от 16.10.2006 №31/178/125. В то же время в г. Минске для «новых белорусских» за ненормированную жилплощадь тариф на теплоснабжение … ниже льготного тарифа для населения!

     Особенности ведения бухгалтерского учёта в товариществах собственников в профильных министерствах никто не разрабатывает, и даже опыт инициативных товариществ, предлагаемый министерствам и ведомствам, во внимание никто не принимает.

    Институт обучения управляющих многоквартирными домами отсутствует. Специальной литературы в помощь администрации товарищества нет и её подготовкой и распространением никто не занимается. Специализированных печатных изданий на тему создания и функционирования товариществ собственников нет и их появление не предвидится.

    Информированность населения о товариществах собственников крайне низкая и сводится к пониманию того, что «там дороже», население не может получить хотя бы начальной информации о действующих в Беларуси товариществах из средств массовой информации, а поэтому относится к такой форме, как ТС, крайне настороженно, а в отдельных случаях враждебно.

    Чиновники, которые занимаются реформированием отрасли, внушают населению, что товарищество собственников – это «такой же ЖЭС, только частный», что юридически безграмотно и реформе никак не способствует.

Министр ЖКХ, то есть ведомства, на которое возложено проведение реформы, заявляет публично, что «в товарищества собственников не верит». В настоящее время министерство организовало проведение собраний собственников квартир по выбору способа управления совместным домовладением. Собственников просят расписаться в ведомости, где две графы – «за» создание товарищества и «против» создания товарищества. Эту работу поручили мастерам местных ЖЭУ, которые про товарищества, как говорится, «ни сном ни духом». Соответственно и результат – не имея информации, не имея декларирования  финансовой и информационной поддержки со стороны  государства, собственники предпочитают то что есть, то есть монополию министерства. Поручить монополисту готовить себе замену – что может быть более провальным?

    При этом работа большинства существующих в Беларуси товариществ собственников доказала на практике, что затраты на содержание домовладения там ниже, бухгалтерия прозрачней, качество услуг выше, а многие товарищества вообще обходятся без госдотаций, не опустошая бюджет. То есть государство крайне заинтересованно в повсеместном внедрении такой формы управления жилым домом, как товарищество собственников. Но при этом не предпринимает для этого никаких действенных усилий.

В этом и заключается основная «особенность» белорусской модели реформирования ЖКХ – декларируемые цели не подкрепляются решительно никакими практическими действиями, и проведение реформы отдано на откуп монополисту.

                                                                                                                                                                                      Анатолий Афанасьев, Гомель

Hosted by uCoz