Почему в Польше более 200 000 жилищных товариществ,

          а в Беларуси менее 500?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понимать какими путями развивалось жилищное хозяйство двух стран, и какие приоритеты развития имеются в настоящее время. И так, экскурс в историю.

Так как существующая ныне в Беларуси модель ЖКХ сформировалась в годы советской власти, и получила своё развитие в СССР, проследим за рождением новых взаимоотношений в сфере жилищного права, начиная с момента рождения советской власти в России.

Жилищные товарищества и кооперативы в годы советской власти.     

    Ситуация к моменту прихода к власти большевиков в России сложилась очень сложная.

В России при дефиците средств наблюдается отток капиталов в военную промышленность, рост беженцев и вынужденное использование жилья под госпитали при высоком уровне инфляции. Попытки увеличения квартирной платы блокируются специальной принятыми на время войны законами о нормировании квартирной платы. Следствием замораживания квартплаты при росте дороговизны жизни является прекращение ремонтов и катастрофическое разрушение жилья. В борьбе за власть Советское правительство делает упор на передел уже существующего жилого фонда, возможный только в условиях национализации жилья.

     Жилищный передел и связанная с ним национализация (и муниципализация) приводит к окончательному исчезновению хозяев жилья как лиц заинтересованных в его сохранении. Например, только в Москве в первые же годы такой политики   оказывается разрушенным или приходит в полную негодность 11000 зданий, в том числе 7000 жилых, насчитывающих 41000 квартир.

      В декабре 1919 года VII Всероссийский съезд Советов принимает курс на децентрализацию хозяйственного управления. За год до НЭПа в 1920 году НКВД, правопреемнику российского МВД как главного хозяйственного Министерства, ответственного за внутреннюю жизнь страны, удается добиться декрета о прекращении насильственных выселений жильцов из занимаемых ими помещений. В апреле 1920-го в НКВД создается Главное Управление Коммунального Хозяйства (ГУКХ), а в губерниях Отделы Коммунального Хозяйства (Откомхозы), принимающие в ходе децентрализации полномочий "по вертикали" (от государственного Центра) и "по горизонтали" (от местных государственных органов) с целью преодоления разрухи. При отсутствии средств в соответствии с известным мировым опытом приоритеты отдаются сохранению и восстановления жилья, строительство жилья отложено на будущее.

     В рамках ограничения вмешательства Советских органов в эксплуатацию жилых зданий в 1921 году издается Декрет о разгрузке местных Советов от распределения и  эксплуатации жилья.

     В 1922 году выходит Декрет "О жилищных товариществах". Здание передавалось в аренду Жилищному Товариществу, объединяющему проживающих в нем жителей. В 1924 году только в Москве существовало 9358 Товариществ, занимающих 30,8 % жилых зданий, в которых проживало 3/4 населения Москвы.

     Создание товариществ являлось добровольным и требовало стимулов для привлечения жителей. Часть выгод членам товариществ строилась на противопоставлении новых условий жизни жилищному переделу "военного коммунизма", административным выселениям и принудительному уплотнению. Стимулом служила возможность внеочередного получения жилья (по нормам) внутри кооператива для членов кооперативов и их семей. Привлекала и предполагаемая в будущем возможность выкупить жильё в собственность, причем с большой рассрочкой. Препятствием же для создания жилищных товариществ была приобретенная за всего за несколько лет военного коммунизма привычка к распределению жилья, создающая иллюзию его бесплатного получения.
     Кроме личных выгод кооператоров, необходимым считалось устойчивое финансовое положение кооператива и возможность изыскания средств для эксплуатации здания. В мировой практике основным источником получения средств являлась квартирная плата. В СССР в двадцатые годы этот источник оказался ограничен. Помимо низкой платежеспособности основной массы населения, отрицательную роль играли чисто советские следствия политики "военного коммунизма". Изданные в 1920 за подписью В.И. Ленина Декреты о всеобщей бесплатности жилья и коммунальных услуг сделали неплатежи привычным явлением. Другой, также чисто советской, причиной сдерживания поступлений от квартплаты был ее классовый характер. Величина платы ставилась в зависимость не от качества жилья, а от состоятельности жильцов, разделенных на разряды. Наконец, свою лепту вносили многочисленные льготы на оплату жилья. Намеченный принятым  в 1924 Постановлением ЦИК и СНК "О жилищной кооперации", переход от Жилищных Товариществ, являвшихся чем-то средним между нормальным кооперативом и относительно автономным подразделением местной администрации, предусматривал вполне традиционную для кооперативов систему паев, принадлежащих их членам. Согласно Постановлению, предусматривались создание трех форм жилищных кооперативов: Жилищно-арендные кооперативные товарищества (ЖАКТы), Рабочие жилищно-строительные кооперативные Товарищества (РЖСК) и Общегражданские жилищно-строительные кооперативные товарищества (ОЖСК).

       Основной формой жилищных кооперативов стали ЖАКТы, использующие "для удовлетворения жилищной нужды и в целях хозяйствования" существующие многоквартирные многоэтажные дома, принадлежащие местному Совету и переданные коллективу жильцов в аренду. Введение паев, которыми мог располагать каждый член кооператива, было несомненно благотворным для ЖАКТов. Дополнительные паи, внесенные членами ЖАКТа, создавали возможность выделить в кооперативе особый жилой фонд, сдаваемый кооперативом в аренду "лишенцам", которые не могли быть членами кооператива, и квартирная плата с которых могла взиматься в зависимости от качества жилья. Эта единственная рыночная оплата в принципе могла составлять скромные дивиденды на излишек паев, внесенных членами ЖАКТа, и служила хорошим подспорьем в хозяйственных доходах кооператива. Заинтересованность в "лишенцах" как единственных по настоящему платных жильцах оказалась настолько велика, что размеры площади, которая могла сдаваться им в наем, пришлось ограничивать особым Декретом.

     Кроме квартплаты, кооперативам были даны некоторые дополнительные источники. С 1924 года разрешена сдача в субаренду нежилых помещений, часть которой передавалась в кассу кооператива. Кроме того устанавливались: плата за въезд, вступительный членский взнос, введение самообложения на нужды кооператива, а с 1923 года - кредиты и займы. Из этих скромных поступлений кооперативы должны были выплачивать Совету ренту, введенную в 1922 году, оценочный сбор в размере не более 1,4 % от стоимости здания, арендную плату в процентах от валового дохода кооператива, обязательное страхование, а в Москве выделять 10 % жилой площади в распоряжение местного Совета.

     В дальнейшем менялись отдельные направления жилищной политики, но основа её была заложена в 20-е годы советской власти, и осталась неизменной вплоть до конца 20-го века. Результатом явилось полное  отсутствие экономической заинтересованности жильцов в сохранении потребительских качеств жилых помещений и мест общего пользования, а затем и безразличное отношение к домам, в которых это жильё нанималось. Исключение составляли кооперативы, где качество проживания было выше, да и то только в первые 10-20 лет до прихода домов в упадок.

Подобные отношения сформировались в Польше гораздо позже, при переходе к экономике социалистического образца после II мировой войны.

     Характеристикой этой экономики был полный контроль государства над гражданином. В связи с тем, что собственность, недвижимость могли сделать гражданина независимым от государства, важным элементом той системы была политика направленная против частной собственности.

Для того, чтобы заставить собственников по всей стране проводить ремонты, был издан декрет о разборке и восстановлении домов уничтоженных и поврежденных в результате войны. Если собственник не начал ремонт, это означало переход к государству прав собственности над недвижимостью. Под предлогом планового восстановления разрушенного города государство решало, каким образом расселить работников. Для этой цели была ограничена частная собственность и управление жилыми домами было отдано государству – «под общественный контроль».

 В скором времени, квартиры в большинстве польских городов перешли в государственную собственность (коммунальную или заводскую), или кооперативную (кооперативы были полностью зависимы от государства). Массовое жилищное строительство стало монопольной сферой деятельности государства. Люди, не "заслуживающие" ордера на квартиры, ждали его 10-20 лет и дольше.

Образовавшиеся в таких условиях правила жилищного хозяйствования функционировали до начала 90-х годов, а кардинальное изменение, создавшее правильные отношения собственности на жилые помещения, датируется 1995 г., когда был принят устав о собственности на помещения, возвращая принципы функционирования в мире, опирающимся на рыночную экономику и собственность.

В период ПНР коммунальные и ведомственные помещения выделялись обычно бесплатно, наниматель подписывал соглашение и оплачивал квартплату (иногда вносил небольшой залог). Квартплата устанавливалась сверху, постановлением Совета Министров и не была достаточной для содержания зданий, которые после постройки (или отбор частному собственнику) начинали разрушаться. Квартиры не подлежали передаче (перепродаже) и наследованию, а ведомственные были дополнительно связаны с работой на предприятии, которое было собственником.

Квартиры в жилищных кооперативах выделялись после уплаты т. н. "жилищного взноса", составляющего около 30% стоимости квартиры, остаток в виде т. н. "жилищного кредита" жилец выплачивал в течение 20-30 лет вместе с оплатой квартплаты. После выплаты кредита он не становился владельцем квартиры, а в случае освобождения жилья (возврата кооперативу) получал возврат "жилищного вклада" в том самом объеме (без процентов). Право собственности на кооперативную квартиру также не подлежало передаче и наследованию, однако право найма помещения после смерти члена кооператива могло переходить его ближайшему родственнику, если тот совместно с ним проживал до момента смерти и орган управления кооператива выразил на это свое согласие. В кооперативах существовало "кооперативное собственническое право на помещения". Это право получал член кооператива, который выплачивал полную стоимость строительства жилья (строительный вклад). Однако он не становился владельцем жилья (им по-прежнему был кооператив), однако мог продать квартиру, она подлежала наследованию, а в случае возврата квартиры кооперативу получал возврат понесенных расходов.  

Такая ситуация была до преобразований государственного устройства в Польше, связанных с падением ПНР и возвращением к рыночной экономике. Этот период оставил на поляках сильный след. Закрепил в сознании обиженных людей чужеродность всякой власти. Зачатки перемен в экономике встречали сопротивление части общества, и одновременно с эйфорией принимались другими.

Поскольку одной из основ реформ государственного устройства, которые должны привести к развитию рыночной экономики, была собственность, также и в сфере недвижимости возвращение полных прав собственности на жилье должно стать основой новой экономики. Недвижимость должна быть рыночным товаром, а не так как раньше, личным имуществом.

Собственность это не только права, но и обязанности. Если собственность, то и решения, связанные с недвижимостью, принадлежат собственникам. Также содержание собственности осуществляется за их счет. Устав о собственности на помещения (1995) упорядочил вопросы собственности на помещения и кроме того унифицировал правила установления отдельной собственности на помещения, независимо от того, находятся ли помещения в зданиях, принадлежащих госимуществу, иных юридических лиц или лиц физических. Устав ввел институт жилищного товарищества и создал условия для приватизации коммунальных фондов, что в результате увеличило эффективность управления этими фондами. Устав положил конец претензиям владельцев квартир на ремонтирование зданий гминами (столько лет мы платили за ремонты, которых никогда не было, теперь требуем наши деньги), дав одновременно гарантии, что деньги от недвижимости являются частной собственностью, будут предназначены исключительно на содержание этой недвижимости и никто их уже не украдет у владельцев помещений.

Понимание того, что владение недвижимостью дает не только права, вытекающие из собственности, но и обязанности (в том числе финансовые), давалось нелегко. Сегодня, после одиннадцати лет действия устава о собственности на помещения, жилищные товарищества функционируют все лучше и лучше, а владельцы довольны таким функционированием управления недвижимостью.

Так что же сделали поляки, и чего не сделали белорусы для достижения результата реформы жилищной политики?

Начнём с Польши.

     В 1996 году в Польше появилось Общество "Жилищное Товарищество", зарегистрированное Судом в Варшаве. Основали ее частные лица (как минимум 15 человек, сколько необходимо для регистрации). Члены Общества, в основном основатели, наилучшим образом знающие законы и имеющие наибольший опыт в области управления, давали советы, разъяснения, связанные с управлением, ведением расчетов и ремонтом домов. Консультации были бесплатными, проводились в послеобеденное время. Помещения бесплатно предоставляли разные неправительственные организации в своих офисах.  Все хотели помочь, поскольку все были заинтересованы в том, чтобы люди начали создавать свои маленькие сообщества, чтобы дома не подвергались декапитализации, а города становились все более привлекательными. Вскоре общество начало издавать свои рекомендации в виде брошюр и книг.

     Затем у сообщества появился свой ежемесячный журнал, ставший пособием для товариществ. Журнал "Жилье и Сообщество" распространяется в основном по подписке, хотя и продается в некоторых книжных магазинах экономической, юридической и строительной литературы. Его бесплатно получают все университетские и крупнейшие общие библиотеки. С редакцией сотрудничают различные специалисты: юристы, экономисты, инженеры, а прежде всего управленцы, которые делятся знаниями и опытом, которые получают в повседневной работе.

Со временем появилось много книг на тему управления, были созданы также конкурирующие журналы. Много советов для товариществ публикуется в центральных газетах, а редакции на телевидении охотно приглашают специалистов в области управления, чтобы подсказали, какие решения в определенных ситуациях являются наилучшими.

Управляющий недвижимостью это специалист с лицензией, выданной министерством. Эта профессия и принципы обучения с целью получения лицензии определены в уставе о распоряжении недвижимостью в 1997 г. В настоящее время в Польше есть около 14 тыс. управленцев. Начиная с 2007 г. управленцем может стать только тот, кто закончит специализированные последипломные курсы.

Появление такого большого числа специалистов привело к тому, что теперь товарищества не должны в одиночку бороться с трудностями, в которых не всегда разбираются. Большинство подписывает соглашения об администрировании с профессиональными управленцами. Структура управления в таком доме следующая: орган управления, выбранный чаще всего среди собственников, управляющий, с которым орган управления подписывает соглашения, и собственники. Таким образом, собственники контролируют работу органа управления, а он – управляющего.

C финансовой помощью для товариществ пришло и государство, выделяя товариществам т. н. термомодернизационные кредиты. Одну четвертую процентов по этому кредиту выплачивает банкам государство. На выплату суммы кредита и остальных процентов товариществам обычно хватает сэкономленных средств, которые появились благодаря уменьшению использования тепловой энергии. Соответственный срок ремонта должен установить аудитор (модернизация системы центрального отопления; монтаж терморегуляторов и делителей – это заставляет закручивать батареи, а не "выпускать" тепло через окно; утепление стен и перекрытий; замена окон).

Такие новации со стороны государства мобилизовали товарищества к быстрым действиям. В большом числе городов Польши возникло соревнование: когда первый дом выполнит ремонт, тотчас мобилизуются другие, при этом отдельные дома стремятся создать товарищества и обогнать соседей в сроках ремонта, чтобы получить от государства более выгодные условия кредитов на ремонт и тепловую модернизацию своих домов.

Подсчитано, что благодаря термомодернизационным работам потребление тепловой энергии в Польше уменьшилось на 30%, тем самым на 30% уменьшились выбросы газов в атмосферу и в связи с этим значительно уменьшились расходы, которые несут владельцы жилых квартир и административных помещений.

А что же в Беларуси?

Начиная от принятия Закона «О совместном домовладении» в 1998 году, в Беларуси создано не более 500 товариществ, и то только в новых домах. В домах «старого» жилого фонда создано всего несколько товариществ, и при этом товарищества столкнулись со  значительными сложностями при создании и регистрации.

Местные власти, за редким исключением, всячески противятся созданию товариществ собственников, и за исключением Минска и некоторых областных городов ТС не регистрируются даже в новых домах.

В отличие от Польши, никакой финансовой помощи, информационной поддержки государство для создания ТС и последующего проведения термомодернизационных работ не оказывает и это никакими программами не предусмотрено.

Особенности ведения бухгалтерского учёта в ТС в профильных министерствах никто не разрабатывает, и даже опыт инициативных ТС, предлагаемый министерствам и ведомствам, во внимание никто не принимает.

Институт обучения управляющих многоквартирными домами отсутствует. Специальной литературы в помощь администрации ТС нет и её подготовкой и распространением никто не занимается. Специализированных печатных изданий на тему создания и функционирования ТС нет и их появление не предвидится.

Информированность населения о товариществах собственников крайне низкая и сводится к пониманию того, что «там дороже», население не может получить хотя бы начальной информации о действующих в Беларуси ТС из средств массовой информации, а поэтому относится к ТС крайне настороженно, а в отдельных случаях враждебно.

Министр ЖКХ, то есть ведомства, на которое возложено проведение реформы, заявляет публично, что «в товарищества собственников не верит». В настоящее время министерство организовало проведение собраний собственников квартир по выбору способа управления совместным домовладением. Собственников просят расписаться в ведомости, где две графы – «за» создание товарищества и «против» создания товарищества. Эту работу поручили мастерам местных ЖЭУ, которые про товарищества, как говорится, «ни сном ни духом». Соответственно и результат – не имея информации, не имея декларирования  финансовой и информационной поддержки со стороны  государства, собственники предпочитают то что есть, то есть монополию министерства. Поручить монополисту готовить себе замену – что может быть более провальным?

При этом работа большинства существующих в Беларуси ТС доказала на практике, что затраты на содержание домовладения там ниже, бухгалтерия прозрачней, качество услуг выше, а многие ТС вообще обходятся без госдотаций, не опустошая бюджет. То есть государство крайне заинтересованно в повсеместном внедрении такой формы управления жилым домом, как товарищество собственников. Но при этом не предпринимает для этого никаких действенных усилий.

В этом и заключается основная «особенность» белорусской модели реформирования ЖКХ – декларируемые цели не подкрепляются решительно никакими практическими действиями, и проведение реформы отдано на откуп монополисту.

                                                                                                                                                                                                      Геннадий Домар

 

ЖСК или товарищество собственников?

Почему жилищно-строительные кооперативы не преобразуются в ТС?


     Согласно п.4 ст.219 Гражданского кодекса и ст.103 Жилищного кодекса член ЖСК, полностью внесший паевой взнос за квартиру, предоставленную ему в пользование, приобретает право собственности на квартиру с момента его оформления. Порядок оформления определен Инструкцией, утвержденной постановлением Минжилкомхоза от 2002-03-19 г. № 2.

Создание товарищества собственников в качестве юридического лица представляет собой лишь один из способов управления недвижимым имуществом совместного домовладения, предусмотренных  ст.15 Закона "О совместном домовладении". В соответствии с этой статьей выбор конкретного способа осуществляется собственниками самостоятельно. Поэтому  создание юридического лица - товарищества собственников в результате фактического возникновения признаков совместного домовладения является правом собственников квартир, а не их безусловной обязанностью.

В свою очередь, применительно к организационно-правовой форме ЖСК как юридического лица и обусловленным ею отношениям членства в такой организации следует руководствоваться нормами законодательных актов, установленными для некоммерческих организаций данного вида. Так, в соответствии с п.6 ст.116 ГК ЖСК представляют собой отличный от потребительских обществ и их союзов иной вид потребительских кооперативов, правовое положение которого определяется ГК и иными актами жилищного  законодательства. В  частности, нормами ст.107 Жилищного кодекса, в соответствии с которыми ЖСК отнесены к кругу специальных субъектов жилищных отношений - организаций граждан-застройщиков, создаваемых в целях строительства жилого дома (домов) и последующей эксплуатации и управления им (ими).  Любой потребительский кооператив представляет собой именно добровольное объединение граждан либо граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных (имущественных) и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов (п.1 ст.116 ГК). Следовательно, основой правового статуса названных организаций является добровольность членства в них. Поэтому о прекращении такого членства у конкретных лиц без соответствующего их волеизъявления (даже при фактическом возникновении признаков совместного домовладения) не может идти речи.

Если в качестве способа управления недвижимым имуществом возникшего совместного домовладения будет избрано создание товарищества собственников, то   членство в нем может быть обеспечено именно вследствие оформления в установленном порядке прав их собственности, а не каким бы то ни было иным способом. Вместе с тем понуждение к такому оформлению не может иметь места в первую очередь исходя из положений ст. 36 Конституции Республики Беларусь, определяющих, что каждый имеет право на свободу объединений. Это означает, что никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или к пребыванию в нем. Любое объединение должно быть основано на личной инициативе, добровольном волеизъявлении и членстве.

Ну а так как информированность о форме управления через товарищество собственников у населения Беларуси в общем и членов ЖСК в частности крайне низкая, то и создание ТС вместо ЖСК по личной инициативе членов ЖСК не происходит.

                                                                                                                                                                                              Людмила Подглядко

 

ЗАТОПИЛО КВАРТИРУ. ЧТО ДЕЛАТЬ?

(ИЛИ ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ НЕ ЗАТОПИЛО).

     Жизненный опыт и статистика говорят о том, что основная масса бытовых аварий связана с водопроводом. Рано или поздно, все мы сталкиваемся с проблемой квартирных затоплений. И хорошо если это мелкое происшествие, последствия которого устраняются путем мирных переговоров соседей и  выплатой   не очень больших   компенсаций.  Но, к сожалению,  нередки случаи  серьезных  заливов   нескольких   квартир. Для тех кто оказывается виновником такого происшествия, не всегда достаточно иметь железные нервы. Надо быть юридически подкованным и финансово обеспеченным.

    Как предотвратить или уменьшить ущерб?     

Способ первый.

Ваша квартира. Здесь вы живёте, вкладываете деньги и душу в ремонт и обустройство, это ваша среда обитания, ваш дом.  Вам нужно защитить его.

Если ваше имущество застраховано, вы и ваши близкие можете сохранять относительное спокойствие при любых непредвиденных обстоятельствах. В том числе, залив квартиры  или протечка воды - страховая компания компенсирует ваши потери. Вам не придётся беспокоиться о деньгах на восстановление и ремонт своего дома или квартиры, ведь страховка покрывает связанные с этим расходы.  С помощью страховой компании вы решите и все вопросы об ответственности перед соседями, которые могут потребовать компенсации из-за залива.

Страховка дает возможность застраховать материальный ущерб (только отделку квартиры или имущество) и  гражданскую ответственность перед соседями на любую сумму (в пределах разумного).

Страховые компании (в том числе Белгосстрах) в настоящее время на своих сайтах в Интернете предлагают страховые калькуляторы, заполнив определённые графы, вы сразу узнаёте сумму полиса.

Например, если вы страхуете отделку квартиры на сумму 3 000$, движимое имущество на 3000$, техническое оборудование на 500$, гражданскую ответственность перед соседями на 10 000$, то сумма полиса составит около 100$, и эту сумму можно вносить равными частями в течении года. То есть около 20 000 рублей в месяц – и вы застрахованы по крайней мере от ущерба.

Способ второй.

Так как первый способ защитит ваш кошелёк, но не ваши полы и потолки, и связанные с этим хлопоты, разумно предотвратить саму возможность затопления. Ведь нельзя забывать, что когда вода выходит из-под контроля - это стихия, которую очень трудно остановить, а бороться с проявлениями её буйства еще сложнее. Самое главное, что ликвидация последствий влечет не только очень большие материальные затраты, но и потерю времени на ремонтные и  восстановительные работы.
     Для предотвращения вышеописанных неприятностей используются системы автоматического отключения воды и оповещения о протечке.  На российском рынке наиболее известными являются «Нептун» и «Аквасторож», но есть и масса других.

Принцип действия таких систем следующий. Вы устанавливаете самостоятельно (или с помощью сантехника) два шаровых вентиля с электромагнитным клапаном, по длине как обычный шаровой кран, на стояки горячей и холодной воды (по одному на стояк). Вы устанавливаете у себя в прихожей блок управления (размером с блокнот или небольшую книгу). Вы устанавливаете в местах возможной протечки (у стиральной машины, в туалете, под мойкой) специальные датчики. В случае появления воды, датчик срабатывает и система даёт команду на блокировку водоснабжения квартиры, и электромагнитные клапаны перекрывают подачу воды. После устранения протечки вы нажимаете кнопку на блоке управления, и водоснабжение восстанавливается.

Достоинствами данной системы являются:

- энергонезависимость (имеется резервное питание), потребление электроэнергии происходит только в момент срабатывания датчика;

- для предотвращения закисания шаровых вентилей система автоматически перезапускает вентили 1 раз в месяц;

- возможность подключения неограниченного количества датчиков;

- возможность изменять чувствительность датчиков для предотвращения ложного срабатывания;

- звуковая сигнализация о протечке и отправка sms на неограниченное количество телефонов;

- продуманная система штекеров для облегчения монтажа;

- гарантия 2-3 года и срок службы 10 лет.

Датчик обнаружения протечки представляет собой кружок диаметром 4 см, то есть очень незаметный. Если отделочные работы уже завершены и нельзя вмуровать датчик в пол – он устанавливается на пол, и провода закрываются миниатюрным коробом.

В отношении безопасности есть одно требование – клапаны обязательно заземлить, а блок управления подключить через УЗО (устройство защитного отключения). В остальном всё просто.

Как только в незаметном месте (например под мойкой) начинает появляться вода (из трещины в шланге, кране), датчик срабатывает. Если бы его не было, вы опомнились бы только в случае окончательной поломки и большого потопа.

Стоимость систем варьируется от количества клапанов и датчиков, и начинается от 120$.

Совмещение первого и второго способов  делает вашу жизнь ещё более приятной и даёт скидку на сумму страхового полиса на 20%, так как вероятность порчи имущества значительно уменьшается.

 

ПОЛЕЗНЫЕ  СОВЕТЫ

Если вас всё же затопили соседи, последовательность ваших действий должна быть следующей (учите перед сном):

- первым делом следует остановить приток воды в помещение (если вас топят соседи, то сходите к ним), если залив случился по причине аварии коммуникаций - звоните сразу в диспетчерскую ЖЭУ (не забудьте узнать под каким номером в журнале записан ваш вызов);

- не вступайте в драку с виновником аварии, не кричите и не суетитесь, сразу вы не определите причины аварии, они могут быть самые разные;

- вызовите работника эксплуатирующей организации (ЖЭУ, ЖСК, ТС) для составления акта, полностью описывающего все повреждения, нанесенные помещению, один экземпляр акта должен обязательно остаться у вас;

- даже при небольших повреждениях работников организации следует вызывать обязательно, дефекты могут проявиться позже в большем объеме, и авария может повториться;

- при составлении акта будьте внимательны, следует зафиксировать все повреждения как можно точнее;

- после проявления всех следов аварии (при заливах — дождаться высыхания помещения) вам следует встретиться с виновником аварии и попытаться уладить вопрос без обращения в суд (здесь вам пригодились бы сохраненные чеки и квитанции, чтобы обосновать сумму, предъявляемую к оплате);

- упомяните также, что  в случае признания его вины судом, виновнику залива придется оплатить еще и ваши судебные издержки (к ним относятся стоимость строительной экспертизы, услуги адвоката и т.п.) - часто это срабатывает, и человек пугается судебных хлопот;

- если миром уладить вопрос не удалось, подыскивайте адвоката, специализирующегося на аналогичных делах, грамотный юрист учтет все факторы (например, упущенную выгоду от аренды затопленного помещения), а сумма, потраченная на оплату его услуг, вернется вам в случае успешного исхода дела;

- после проявления всех следов аварии приглашайте независимую экспертизу для фиксации повреждений, определения ущерба и составления сметы на ремонтно-восстановительные работы (не забудьте, у них должна быть лицензия на создание сметной документации или лицензия на деятельность по оценке недвижимости, а лучше и то и другое);

- в обычных случаях в суд требуется предоставить заключение об определении стоимости ремонтно-восстановительных работ, такой отчет вам может предоставить организация, имеющая лицензию на проектирование;

- если отчет называется "Отчет об оценке ущерба", то требуется организация с лицензией на оценку недвижимости;

- в большинстве случаев требуется именно составление смет на ремонт, поскольку при оценке ущерба требуется учитывать износ поврежденных конструкций и материалов, что ведет к лишней работе и уменьшению суммы ущерба, так что даже в большинстве оценочных организаций данными делами занимаются сметчики;

- оценочная организация бывает полезна для оценки ущерба, нанесенного заливом вашим коврам или мебели (или, например, аппаратуре);

- при составлении смет стоимость материалов берется по рыночным ценам (в данном случае пригодились бы сохраненные вами чеки и квитанции), а вот расценки на работы принимаются государственные с коэффициентами, утверждаемыми местными исполнительными органами, таким образом, стоимость работ получается несколько ниже реальной (кстати говоря, конечная цифра зависит от квалификации и опыта сметчика), но это сложившаяся в судах практика и искусственное увеличение стоимости ремонта может привести к проигрышу дела в суде;

- спешить с вызовом экспертизы в день залива не следует, после подсыхания следы залива видны даже лучше, срочность требуется только если вы потенциальный виновник залива а причиной залива является некачественный шланг гибкой подводки (по этой причине происходит очень много заливов) или сверхнормативное давление в системе водоснабжения (вина Водосбыта) и т.п.;

- до вызова экспертизы и фиксации дефектов ни в коем случае не устраняйте следы повреждений, никто составлять смету по акту ЖЭУ не будет;

- с юридической точки зрения можно делать ремонт помещения сразу после получения на руки отчета строительной экспертизы, с практической же точки зрения сначала убедитесь, что помещение окончательно просохло (2-4-недели), вода может задержаться, например, в пустотах плит перекрытий;

- после получения на руки отчета строительной экспертизы можно еще раз попытаться с виновником уладить дело миром, если это не удалось, готовьтесь к судебной тяжбе;

- если вы соблюли все формальности, все документы (отчет и лицензия строительной экспертизы, исковое заявление) в порядке, то суд наверняка признает вашу правоту;

- кстати, если в процессе судебного разбирательства вы уже провели ремонт и сумма потребовалась значительно более крупная, то можно подать исковое заявление с данной суммой, обосновав его чеками, квитанциями и сметами организации, осуществлявшей ремонт, но победный исход в данном случае не гарантирован (если ответчик человек разумный, он может усомниться в ценах, и в свою очередь просить суд об экспертизе, а строители ваши, поверьте, наверняка накрутили цены);

***             сложности с получением денег с ответчика могут возникнуть, если это спившийся безработный человек или бедный пенсионер, тогда вы будете получать деньги долго, однако, если не предпринимать таких усилий, то это будет неоднократно повторяться – от безнаказанности виновника затопа.

 

Hosted by uCoz