ПОВЫШЕНИЕ  ТАРИФОВ ЖКХ

Как известно, слово не воробей. Когда первый заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Геннадий Ляпунов говорил, представляя в парламенте новый Жилищный кодекс, что в Беларуси цены на жилищно-коммунальные услуги во втором полугодии нынешнего года останутся прежними, а «дальше будем  смотреть», он, видимо, имел в виду следующее. 

Министерство экономики Беларуси считает возможным повысить в 2008 году оплату жилищно-коммунальных услуг для населения на величину, близкую к 20 долларам в расчете на стандартную 2-х комнатную квартиру (56 м.кв.) при проживании в ней семьи из трех человек. Увеличение темпов роста цен на услуги ЖКХ предусмотрено проектом концепции прогноза социально-экономического развития страны на 2008 год. По расчетам Минэкономики, это позволит разгрузить местные бюджеты и поддержать конкурентоспособность отечественных

производителей.

«Вместе с тем, надо иметь в виду, что это повышение значительно увеличит уровень инфляции, рассчитываемый на основе индекса потребительских цен, а значит, уменьшит возможности роста цен на другие товары и услуги», –– отмечено в проекте.

  Минэкономики аргументирует свою позицию тем, что тарифы на энергию для населения Беларуси более чем в 2 раза ниже, чем в сопредельных странах, а доля затрат на жилищно-коммунальные услуги по отношению к доходам населения является самой низкой.
    «Сдерживание тарифов на эти услуги для населения ведет к необходимости увеличивать дотации из госбюджета и наращивать объемы перекрестного субсидирования тарифов. Это снижает конкурентоспособность предприятий, для которых тариф на электроэнергию вышел в начале 2007 года на среднеевропейский уровень, превысив уровень стран Балтии, Польши, Финляндии, Швеции, Греции, Франции», –– отмечают эксперты.
       Напомним, что в 2007 г. прирост цен (на типовую двухкомнатную квартиру площадью 56 м.кв.) был ограничен суммой, эквивалентной 5 долларам. При этом повышение цен на энергоносители в 2007 году практически целиком легло на реальный сектор экономики и лишь менее 10 процентов повышения цен компенсирует население.
      Одновременно в Беларуси планируется усилить ответственность собственников и нанимателей жилых помещений за неоплату жилищно-коммунальных услуг. Это предусмотрено в проекте нового Жилищного кодекса, который был разработан заинтересованными министерствами и ведомствами и в настоящее время находится на рассмотрении в правительстве.

Как сообщил министр жилищно-коммунального хозяйства Владимир Белохвостов, новый Жилищный кодекс повысит роль собственника жилого помещения в принятии решений по управлению недвижимым имуществом и жилым фондом. «Без участия собственника решать вопросы реконструкции и ремонта жилого фонда, а тем более его «наращивания» мансардами и пристройками, как это делалось ранее, просто нельзя. Необходимо стопроцентное решение собственника, даже если его собственность не убывает, а наоборот прирастает».
    В то же время, по оценке Министерства экономики, повышение цен на коммунальные услуги, рациональное распределение между секторами экономики возмещения дополнительных затрат, связанных с ростом цен на энергоносители, должно обеспечить баланс интересов населения, государства и предприятий.

Что это означает для конкретного собственника квартиры, подсчитать несложно – плюс 770 рублей на 1 м.кв. общей площади квартиры. То есть если у вас квартира 90 м.кв., то расходы на коммунальные услуги увеличатся на 70 000 рублей в месяц (в среднем по Беларуси).

Впрочем, пока это проект.

Но как говорится, думать надо о лучшем, а готовиться к худшему.

                                                                                                                                                                                                    Людмила Подглядко

 

ЕЩЁ РАЗ ОБ ИНФОРМАЦИИ.

Отсутствие информационной поддержки реформы ЖКХ может привести к тому, что основная масса людей узнает о необходимости выбрать способ управления для многоквартирного дома, в котором они живут, только перед новым годом - 2009, когда фактически будет поздно (назначат оперативного управляющего). А к этому времени населению, для выбора способа управления, надо бы ещё и узнать об этих вариантах, их преимуществах и недостатках для дома в котором они проживают, порядок принятия этого решения и множество другой информации. Именно отсутствие такой информации у населения может быть главной из причин провала реформы.

Что же можно, или даже нужно сделать для повышения информированности населения в вопросе выбора управления многоквартирным домом? Какие задачи должна решать информационная поддержка реформы и посредством каких каналов она должна осуществляться?
    Для начала необходимо определиться с задачами, которые могут быть поставлены. Основной целью естественно является привлечение внимания к реформе и увеличение заинтересованности населения в её участии. Дополнительными задачами можно обозначить: стимулирование населения к принятию решения о выборе управления многоквартирным домом, привлечение населения к активному участию в жизни дома, привлечению местного бизнеса в ЖКХ. Естественно, что дополнительные задачи, так же будут выполнять и главную цель, а именно привлекать внимание населения к реформе.
    Для того, чтобы донести необходимую информацию до всего населения Беларуси, совсем необязательно размещать дорогостоящую рекламу на телевидении или в прессе, можно воспользоваться и более дешевыми средствами коммуникации. При этом стоит обратить внимание и на то, что эффективность информации может повысить предоставление такой информации именно в тот момент, когда она может быть интересна человеку.

Одним из вариантов может быть размещение информации на квитанциях об оплате коммунальных услуг. Естественно, что на квитанции невозможно разместить большие объемы информации, но справочную информацию, со ссылками на более полные источники для заинтересовавшихся, она легко вместит. А, такими источниками могут быть: брошюра, которую можно получить по указанному адресу, телефоны отделов городского хозяйства местных администраций, адреса тематических сайтов и т.д. Проблема заключается в том что РКЦ, которые печатают квитанции, подчиняются монополисту – министерству ЖКХ. Но если часть активных граждан будет регулярно обращаться в местные исполнительные органы с просьбой о размещении на квитанциях такой информации, вариант реальный и очень эффективный.

Ещё одним вариантом донесения информации до населения может быть простая почтовая рассылка с необходимой информацией.
    Если судить по результатам некоторых опросов, то основная часть населения считает реформу способом переложить все расходы по ЖКХ на население, при том, что цены на услуги ЖКХ постоянно растут. Однако мнений о том, что это может привести к экономии энергии и материалов, получении дополнительного дохода, а следовательно, и снижении коммунальных платежей вместе с дополнительным благоустройством общей территории - практически не встречается.

Для того, чтобы исправить эту ситуацию, можно провести информационную компанию, по средствам которой, предоставить населению финансовые отчеты эффективно пользующихся всевозможными методами экономии и получения дополнительной прибыли товариществ собственников, а также предоставить список конкретных адресов жилых домов, эксплуатируемых ТС, куда всегда можно приехать и «всё потрогать своими руками». Для тех, кто не может приехать в другой город или область, можно разместить в Интернете странички товариществ собственников, ЖСК и других организаций негосударственной формы управления, использующих методы самоуправления и самообслуживания.

Такая информация даст понять населению и схему распределения их денежных средств на содержание дома, даст ориентировочные цены на те или иные расходы и обозначит эффективность от той или иной деятельности ТС, которая может принести дополнительный доход совместному домовладению. И что так же немаловажно, сделает население более подкованным и сознательным в вопросах ЖКХ.
    Ещё одним направлением информационной поддержки, которая может привлечь население и бизнес, это экономическая составляющая товарищества собственников. Задачей этого направления является предоставление населению и бизнесу информации о том, какими способами ТС имеет право и может зарабатывать, какие существуют "обкатанные" варианты получения прибыли для ТС и как эти варианты реализовать в том или ином доме по целевому назначению – то есть 100% полученных средств на эксплуатацию дома, ремонт или замену отдельных частей и оборудования, создание более комфортных условий проживания.. Для более эффективного решения этой задачи, органы государственной власти, вместе с рекламными агентствами могли бы обозначить сетку цен на размещение рекламы на домах в зависимости от местонахождения, проходимости и других факторов, влияющих на стоимость. Обозначить порядок действий, которые должно предпринять ТС  для размещения рекламы на доме, предоставить шаблоны договора и другую необходимую информацию. По той же схеме, с привлечением специалистов из различных отраслей можно подробно разобрать все варианты деятельности ТС, которая может принести совместному домовладению дополнительное поступление денежных средств на развитие (например, той же дворовой территории, благоустройство и озеленение, замену детской площадки и увеличение мест парковки). Не всё же просить у государства – можно и самим заработать.

Кроме того, населению очень важно знать, что при выборе формы управления через товарищество собственников сохраняются все льготы, предусмотренные государством для пенсионеров, малоимущих, инвалидов, т.е. социально незащищённых групп населения. Важно знать, что эксплуатацию основных магистралей, снабжающих дом водой, теплом, электроэнергией и газом, по прежнему будут осуществлять городские специализированные службы, а задача товарищества собственников – навести порядок внутри дома и на придомовой территории.

                                                                                                                                                                                                  Геннадий Довмар

 

 У НАШИХ СОСЕДЕЙ

(ЖКХ на Восток и на Запад)

Итоги первого Всероссийского совещания по управлению многоквартирными домами.

Крайне низкие темпы организации ТСЖ собственниками, отмечающиеся с момента принятия нового Жилищного кодекса - яркий показатель того, что существуют серьезные проблемы, препятствующие избранию собственниками наиболее эффективной модели управления многоквартирным домом, каковыми являются Товарищества.

Первое Всероссийское совещание по управлению многоквартирными домами товариществами собственников жилья прошло под председательством министра регионального развития Российской Федерации Владимира Яковлева.
     В работе совещания приняли участие представители федеральных министерств и ведомств.   
   Работу секций по выработке предложений для внесения в Комплекс мер модерировали ведущие эксперты в сфере управления многоквартирными домами и самоорганизации жителей – профессор Высшей Школы экономики Елена Шомина; председатель экспертного Совета Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов профессор Илья Фельдман; председатель экспертного совета, депутат Мосгордумы 1993-2005г.г Дмитрий Катаев, руководитель Некоммерческого партнерства «Управдом» Евгения Юнисова, руководитель межрегионального проекта «Развитие сети школ жилищного просвещения» Константин Егоров. Проекты Фонда «Новая Евразия» в рамках Программы «Самоуправление жильем» и инициативу создания Всероссийской Ассоциации представил координатор программы Константин Шишка.
    Особо значимым итогом Всероссийского совещания явилось решение представителей более 100 некоммерческих организаций в жилищной сфере создать Всероссийскую Ассоциацию развития ТСЖ и ЖСК, которое поддержано председателем Общественного совета Минрегионразвития Олегом Алексеевым, выступившим в роли ведущего совещания и Президентом Фонда «Новая Евразия» Андреем Кортуновым – основным партнером Министерства регионального развития по проведению данного Совещания и ряда заседаний Общественного совета.
   Участниками Всероссийского совещания, а это около 500 представителей ТСЖ и ЖСК, региональных ассоциаций и объединений собственников, ресурсных и образовательных центров, представителей администраций субъектов федерации, органов местного самоуправления структур бизнеса, представлявших около 40 регионов, отмечена исключительная актуальность рассматриваемых вопросов и необходимость скорейшего решения ряда проблем, сдерживающих инициативы собственников по выбору способа управления многоквартирным домом, созданию и регистрации ТСЖ, успешному и эффективному функционированию Товариществ и ЖСК. Выработанные участниками совещания предложения лягут в основу Комплекса мероприятий по жилищной реформе.

Цена реформы на Украине.

86 миллиардов гривен может обойтись реформирование жилищно-коммунального хозяйства, треть этой суммы составят бюджетные ассигнования, рассказал министр по вопросам ЖКХ Александр Попов в интервью еженедельнику Контракты.

"86 миллиардов гривен - это та сумма, на которую мы хотели бы рассчитывать. Треть - бюджетные ассигнования, остальное - заемные средства", - сказал Попов.

По его словам, министерство по вопросам ЖКХ будет привлекать деньги донорских организаций, в частности фондов Відродження и Tacis, гранты посольств, а также реализовывать программы удешевления кредитов за бюджетные средства. "Таким образом, коррупционные риски будут минимизированы", - считает министр.

Главная задача реформирования ЖКХ, по мнению Попова, - развитие рыночных отношений.

"Мы должны создать систему, при которой все услуги без исключения жителям предоставляли бы частные структуры", - отметил Попов.

                                                                                                                                                                                        Татьяна Москвина

 

РОЛЬ СТРАХОВОЙ  ЗАЩИТЫ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

В истории человечества возникновение первых элементов страховых отношений относится к глубокой древности, когда еще в рабовладельческом обществе оформлялись соглашения, в содержании которых просматривались черты договора страхования. Эти соглашения, смысл которых состоял в стремлении рассредоточить между всеми заинтересованными лицами риск возможного ущерба или потери какого-либо имущества, относились и к недвижимому имуществу.

Начало самостоятельно организованной деятельности по страхованию можно отнести к 1310 году, когда в городе Брюгге была учреждена «Страховая палата», проводившая операции по определенной защите имущественных интересов купечества и ремесленных гильдий. С тех пор вот уже почти 700 лет люди объединяются для совместных действий, как по предотвращению опасности, так и для ликвидации ее последствий, в том числе и экономическими мерами.

В ходе дальнейшего развития цивилизации страхованию имущества более всего способствовал рост городов и крупных населенных пунктов, который увеличивал опасность одновременной гибели или повреждения от пожаров и других стихийных бедствий имущества, принадлежащего отдельным группам собственников.

С развитием мировой экономики и увеличением количества имущественных интересов система страхования росла, расширялась и все активней распространялась по всему миру. В итоге, в настоящее время во всех странах с развитой рыночной экономикой не существует материальных, имущественных объектов или имущественных интересов, не защищенных страхованием.

Советский период «родил» систему монопольного государственного страхования, при которой риск возмещения ущерба от гибели или повреждений имущества был переложен на государственный бюджет, и развитие страхования оказалось замороженным на семь десятилетий, главным образом из-за отсутствия имущества и имущественных интересов у большинства населения, а также отсутствия в советском обществе частной собственности.

В последнее десятилетие в связи с переходом к рыночной экономике и отказом от государственной монополии в страховом бизнесе в Беларуси начался количественный рост страховых организаций различных форм собственности, так как эффективно функционирующая свободная рыночная экономика немыслима без свободного и широкого развития института страховых услуг. Тем не менее, молодой страховой рынок Беларуси со всеми его формированиями охватывает сегодня порядка четверти потребностей экономики. Его дальнейший рост неизбежен и реально возможен по очень многим направлениям и видам страхования. И, прежде всего, это относится к страховой защите частной и коммунальной доли жилищного фонда многоквартирных домов.

Наше жилье стало сегодня не только более благоустроенным, но и более уязвимым с точки зрения его повреждения или утраты из-за резкого возрастания износа жилищного фонда, снижения надежности инженерных систем жилых домов и объектов инженерной инфраструктуры.  

Именно поэтому, ремонт инженерных систем и конструктивных элементов жилых зданий, предоставление новой жилой площади взамен утраченной в результате пожаров, взрывов бытового газа и различного рода аварий, снижают эффективность использования и без того ограниченных финансовых ресурсов, направляемых собственниками помещений в многоквартирных домах в жилищно-коммунальную сферу.

Все это диктует необходимость поиска других дополнительных финансовых источников возмещения ущерба на объектах жилищно-коммунального комплекса.

В проекте нового Жилищного Кодекса предусмотрено обязательное страхование гражданами квартир, принадлежащих им на праве собственности. В случае согласования проекта всеми заинтересованными министерствами и ведомствами он поступит на утверждение в парламент осенью 2007 года.

Эффективность использования присущих страхованию возможностей в большей степени напрямую зависит от размеров страхового поля: чем выше процент жилищного фонда, покрываемого страховой защитой, тем эффективнее система страхования жилья. При этом количество застрахованных квартир в немалой степени будет зависеть от величины страхового взноса и согласованности действий органов местного самоуправления и страховых компаний.

Разумное взаимодействие страховых компаний и органов власти на местах должно быть направлено на внедрение такой системы страховой защиты жилья, которая бы позволила при выборе рисков, принимаемых на страхование, учитывать уровень платежеспособности населения и особенности, характерные для данной территории (столица, город, посёлок городского типа). Это в конечном итоге позволит сделать величину страхового взноса доступной для большинства населения.

При этом одним из возможных путей обеспечения гарантий предоставления пострадавшим гражданам аналогичного жилья взамен утраченного в результате страхового события может стать размещение части временно свободных резервов страховщика (при условии их возвратности и доходности) в строительство и реконструкцию жилых домов.

Разумеется, требуется создать условия, которые были бы максимально выгодными, удобными и доступными для пенсионеров и граждан с невысокими доходами, иначе программа просто не сможет быть массовой, а это главное условие в страховом бизнесе. В средствах массовой информации, печатной продукции необходимо развернуть широкую разъяснительную компания с участием специалистов страховых компаний и прежде всего «Белгосстраха». Необходимо организовать горячие телефонные линии, по которым специалисты ежедневно консультировали бы население по программе «Общегражданское страхование жилья».

Годовая величина страхового взноса должна зависить от выбранных условий страхования и страховой суммы, которая не должна превышать действительную стоимость квартиры. Уплата взноса по желанию страхователя должна производиться единовременно за весь год страхования или с рассрочкой на 12 месяцев. При этом возмещение ущерба в результате страхового случая должно производиться независимо от того, была ли годовая величина страхового взноса уплачена полностью или частично.

Кроме этого, при создании товарищества собственников можно застраховать не отдельные квартиры, а весь многоквартирный дом, включая его общее имущество. 

                                                                                                                                                                                                          Артём Белый.

 

СВЕТИЛЬНИКИ СО СВЕТОДИОДАМИ – ЭКОНОМИМ ПО КРУТОМУ.

Из объектов жилищно-коммунального хозяйства перспективными с точки зрения использования светильников со светодиодами  в настоящее время могут быть те, в которых действующими нормативными документами установлены сравнительно низкие уровни освещенности при отсутствии требований к качеству цветопередачи или невысоком уровне этих требований. К таким объектам можно отнести:
1. Лестничные клетки (площадки, пролеты, марши).
2. Лифты.
Освещение квартир, парадных вестибюлей и фойе, комнат для консьержей, служебных помещений и других помещений с постоянным или длительным пребыванием людей могут представлять интерес с точки зрения использования светильников со светодиодами в дальнейшем и в данной заметке не рассматривается.

Освещение лестничных клеток.
   В настоящее время для освещения лестничных клеток применяются только два вида источников света - лампы накаливания и линейные люминесцентные лампы, установленные, как правило, в простую осветительную арматуру.
   Санитарные нормы и правила Республики Беларусь  регламентируют освещенность лестничных клеток, поэтажных внеквартирных коридоров, вестибюлей и лифтовых холлов на уровне пола и ступенек в пределах 20 лк. Требования к цветоразличению отсутствуют, что позволяет использовать для этого вида освещения любой источник света. С точки зрения выполнения нормативных требований здесь современные светодиоды - вполне конкурентоспособные источники света. Желтые СД имеют световую отдачу около 30 лм/Вт, т.е. в 3 раза выше, чем лампы накаливания общего назначения, используемые для освещения лестничных клеток в подавляющем большинстве жилых зданий.
   Люминесцентные лампы применяются для освещения лестничных клеток в домах-новостройках последних лет, и их доля в общем объеме светильников для этих целей слишком мала (менее 10 %). Световая отдача люминесцентных ламп заметно выше, чем светодиодов, но если учесть КПД светильников (не более 75%), коэффициент использования светового потока и практически постоянную запыленность и загрязненность деталей светильников из-за полного отсутствия ухода в большинстве домов, то это преимущество сводится к нулю.
   Наиболее слабое место всех светильников, применяемых в настоящее время для освещения лестничных клеток - их неустойчивость против нарочитого разрушения (вандализма), приводящая к тому, что даже в домах, оборудованных кодовыми замками и домофонами, больше половины (иногда и 100%) светильников разбиты, и лестничные клетки вообще не освещены. В случае применения люминесцентных ламп разрушение светильников, кроме житейских неудобств, ведет к серьезным экологическим проблемам, т.к. содержащаяся в лампах ртуть является сильнодействующим ядовитым веществом (предельно допустимая концентрация - ПДК - для паров ртути в населенных пунктах - 0,0003 мг/м3, а в каждой ЛЛ содержится до 100 мг ртути).
   Рассмотрим экономическую сторону проблемы применения светильников с СД для освещения лестничных клеток.
   В настоящее время для освещения каждого пролета лестниц используется один светильник, мощностью, как правило, 40 Вт. Цена такого светильника с лампой накаливания (например, типа «Луна») 12 000 рублей, с люминесцентной лампой – 27 000 рублей. Светильники работают (должны работать) все темное время суток, т.е. около 5000 часов в год. Срок службы (без учета фактора вандализма) лампы накаливания - 1000 часов, люминесцентной лампы - 12000 часов; цена лампы накаливания мощностью 40 Вт - около 700 руб., люминесцентной – 3200 руб. За год каждый светильник с лампой накаливания потребляет 200 кВт.ч, с люминесцентной - 50 кВт.ч электроэнергии, т.е. при существующем тарифе на бытовую электроэнергию на 22 тыс. руб. и 7 тыс. руб. соответственно.
   Для обеспечения на полу лестничных клеток площадью 4,5 м2 и пролетов площадью около 4 м2 освещенности 20 лк необходим световой поток не менее 170 лм. С учетом коэффициентов запаса возьмем для расчета 300 лм. Такой световой поток может быть обеспечен светильником со светодиодами с суммарной мощностью 10 Вт (при световой отдаче 30 лм/Вт). При мощности одного светодиода около 0,1 Вт (40 мА, 2,5 В) потребуется 100 светодиодов, суммарная стоимость которых – 36 тыс. руб. При этом светильник будет потреблять в год 50 кВт.ч электроэнергии на сумму 7 тыс. руб., как и люминесцентный. Но срок службы светодиодов - не менее 100000ч., т.е. 20 лет при ежегодной наработке 5000 часов. При этих данных срок окупаемости светильника может составить при замене им светильника с лампой накаливания – 3 года, а светильника с люминесцентной лампой – 2 года. Учитывая неизбежные в современных условиях акты вандализма и случайного разрушения светильников, эти сроки могут быть сокращены как минимум в два раза.
     Освещение кабин лифтов.
    Для освещения кабин лифтов белорусского производства в жилых домах в настоящее время используются исключительно светильники с лампами накаливания  мощностью 40-60 Вт.

Нормами предусмотрена освещенность на уровне пола 20 лк при очень низких требованиях к качеству цветопередачи (Ra = 20). Здесь при площади пассажирского лифта 1 м2 можно обеспечить требуемую освещенность светодиодами общей мощностью не более 1 Вт, т.е. десятью светодиодами желтого цвета.
    Экономия электроэнергии на каждый лифт может составить почти 200 кВт.ч при замене на светодиоды ламп накаливания мощностью 40 Вт и почти 300 кВт.ч при замене ламп накаливания 60 Вт.
В лифтах лампы накаливания работают в режиме частых включений, что приводит к сокращению их срока службы, который реально не превышает 500 ч. При ежегодной наработке лифта 5000 ч. за год требуется замена перегоревших ламп до 10 раз на сумму около 7 тыс. рублей.
    Если цена светильника на 10 светодиодов  составит даже 18 тыс. рублей, то срок окупаемости его не превысит восьми месяцев (при экономии электроэнергии 200 кВт.ч, т.е. на 22 тыс. руб. и ламп на 7 тыс. руб.) даже без учета цены светильника на лампах накаливания.
    Суммарная экономия электроэнергии по стране может составить не менее 10 млн. кВт.ч в год.

Выводы:
_1. Применение светильников на светодиодах в качестве альтернативного источника света только в двух названных участках жилищно-коммунального хозяйства может обеспечить годовую экономию электроэнергии не менее 200 млн. кВт.ч
_2. Светильники на светодиодах могут избавить жилищно-коммунальное хозяйство городов от такого бедствия, как вандализм, т.к. отсутствие в них стекла и изготовление корпусов светильников из монолитного поликарбоната делает их практически неразрушаемыми.
_3. Замена люминесцентных ламп на светодиоды благоприятно скажется на экологии, т.к. исключит загрязнение атмосферы ртутью.
 При этом следует добавить, что цены на светильники на светодиодах постоянно падают, а их качество и надёжность уже очень высокие, ассортимент видов постоянно увеличивается и закупка светильников организациями ЖКХ, товариществами собственников и ЖСК не представляет сегодня никаких сложностей – было бы желание.

                                                                                                                                                                                                     Геннадий Очагов

 

СТАТИСТИКА

Единственной страной, в которой есть Министерство ЖКХ, является Беларусь (в Украине есть Министерство по вопросам жилищно-коммунального хозяйства).

К Министерству ЖКХ относится 49% основных фондов страны.

Предприятиями Министерства ЖКХ производится 6% валового национального продукта.

Предприятия Министерства ЖКХ обеспечивают 30% всех платных услуг в стране.

В Беларуси действует 41 социальный стандарт, 13 из них в сфере ЖКХ.

Система ЖКХ Беларуси включает в себя 20 отраслей и 57 видов деятельности.

 

Hosted by uCoz